Меню

Алапаевские мученики

Алапаевскими мучениками (новомучениками) именуют членов Дома Романовых и их верных спутников, принявших мученическую кончину в Алапаевске в ночь с 17 на 18 июля 1918 года, на следующий день после расстрела в Екатеринбурге Царской Семьи.

Великий Князь Сергей Михайлович (1869-1918) - внук Императора НиколаяI, пятый сын Великого Князя Михаила Николаевича. Генерал-адъютант, генерал от артиллерии по Гвардейскому корпусу; генерал-инспектор артиллерии. В годы Первой Мировой войны - полевой генерал-инспектор артиллерии при Верховном Главнокомандующем.

Великая Княгиня Елизавета Федоровна (1864-1918) - старшая сестра Царицы-Мученицы Александры Федоровны, преподобномученица, настоятельница основанной ею в Москве Марфо-Мариинской обители, в тайном постриге схимонахиня Алексия.

Инокиня Варвара (Варвара Алексеевна Яковлева, ?-1918) - крестовая сестра Марфо-Мариинской обители, келейница Великой Княгини Елизаветы Федоровны.

Князь Императорской Крови Иоанн Константинович (1886-1918) - сын Великого Князя Константина Константиновича, флигель-адъютант (1908), штабс-ротмистр Лейб-гвардии Конного Его Величества полка. В храме Павловского дворца был регентом хора. По поручению Государя Николая II всегда представлял Царскую Семью на общенародных духовных торжествах. В начале 1918 года в Иоанновском женском монастыре в Санкт-Петербурге над князем Иоанном Константиновичем совершили диаконскую и священническую хиротонии.

Князь Императорской Крови Константин Константинович(1890-1918) - сын Великого Князя Константина Константиновича, флигель-адъютант, штабс-капитан Лейб-гвардии Измайловского полка. Во время Первой Мировой войны спас полковое знамя и награжден за это орденом Св. Георгия IV степени.

Князь Императорской Крови Игорь Константинович (1894-1918) - сын Великого Князя Константина Константиновича, флигель-адъютант (1915), штабс-ротмистр Лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка.

Князь Владимир Павлович Палей (1896-1918) - сын Великого Князя Павла Александровича от его морганатического брака с О. В. Пистолькорс; граф Гогенфельзен, князь; поручик Лейб-гвардии Гусарского полка; поэт.

 

Федор Михайлович Ремез (1878-1918) - управляющий Двором Великого Князя Сергея Михайловича, за которым он добровольно последовал в ссылку.

Русская Православная Церковь Заграницей прославила в лике святых всех, кроме Ф. М. Ремеза. Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) прославила в лике святых преподобномучениц Великую Княгиню Елизавету Федоровну и инокиню Варвару.

В самом начале апреля 1918 г. из Петрограда в Вятку с правом свободного проживания были высланы Великий Князь Сергей Михайлович, Князья Императорской Крови Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Павлович Палей. На службы они ходили в собор Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского.

Меньше чем через месяц пребывания в Вятке узников переселили в Екатеринбург и поместили в гостиницу. В этом же году в Москве была арестована Великая Княгиня Елизавета Федоровна, старшая сестра Государыни Императрицы и Настоятельница Марфо-Мариинской обители, еще при жизни нареченная народом Великой Праведницей за самоотверженное служение Богу и ближним. В сопровождении келейницы Варвары Алексеевны Яковлевой ее отправили поездом в Пермь. Вскоре их переместили в Екатеринбург, в Ново-Тихвинский монастырь, откуда они вскоре стали носить съестное Царственным Мученикам в Ипатьевский дом.

Позднее все находившиеся в Екатеринбурге принадлежавшие к Царскому Дому (кроме Самих Царственных Мучеников) получили предписание переселиться в город Алапаевск Верхотурского уезда Пермской губернии, расположенный к северу от Екатеринбурга. Все узники по прибытии были заключены в здании, называемом "Напольная школа", на краю города.
Особый комиссар при Царственных пленниках не состоял. Власть над ними чинили местные большевики. Сначала режим содержания заключенных был не жестким - им даже дозволялось общаться с местным населением, посещать церковь в сопровождении красноармейца, работать на огороде и даже гулять в близлежащем поле.

21 июня по приказу из Екатеринбурга неожиданно был установлен тюремный режим: у заключенных отобрали все имущество и деньги; сестра Екатерина, врач Гельлерсен, лакеи Круковский и Калинин были удалены, оставлены только верная келейница Великой Княгини монахиня Варвара и Ф. М. Ремез. В таких условиях прошел почти месяц.

Поздней ночью 18 июля, в день памяти Преподобного Сергия Радонежского, узников разбудили, им завязали глаза и повезли по направлению к Верхне-Синячихинскому заводу.
В полутора километрах от Алапаевска, в лесу, обоз остановился, и узников подвергли избиению. Великого князя Сергея Михайловича, оказавшего сопротивление, сразу убили выстрелом из револьвера в голову. Остальные были тяжело ранены ударами ружейных прикладов и еще живыми сброшены в глубокую Нижне-Синячихинскую шахту. Убийцы забросали ее ручными гранатами с целью взорвать и скрыть следы преступления, но вдруг из глубины донеслось пение - "Спаси, Господи, люди Твоя…". О пении молитв мучениками сразу после их падения в шахту рассказал один из палачей - большевик Василий Рябов. Чекисты в ужасе бежали с места преступления (двое из них позже сошли с ума).
В самом Алапаевске разыграли сцену похищения узников, но скрыть правду не удалось.

В сентябре Алапаевск был освобожден от большевиков армией адмирала Колчака. Чиновнику Мальшикову поручили начать полицейское расследование. Он исследовал Синячихинскую дорогу и начал раскопки. Вскоре тела новомучеников были обнаружены и извлечены из Нижне-Синячихинской шахты.
После экспертизы и освидетельствования тела невинно убиенных обмыли и поместили в деревянные гробы, снабженные внутри футлярами из кровельного тонкого железа.
Гробы поставили в кладбищенскую церковь Алапаевска, где над ними читалась Неусыпаемая Псалтирь.
Однако к городу вновь приближались красные, и в июле 1919 г. в сопровожденииигумена Серафима (Кузнецова) восемь гробов в товарном вагоне отбыли по железной дороге из Алапаевска в Читу.

Тем временем под напором красных белые отступали. Вскоре было решено вывозить тела мучеников дальше, в Китай. 16 апреля 1920 года гробы с телами Алапаевских мучеников прибыли в Пекин.
В столице Поднебесной действовало предписание, запрещающее вносить в город тела умерших, а территория Российской Духовной Миссии в Китае (РДМК) располагалась внутри городской стены. Поэтому после заупокойной службы все гробы с телами мучеников поместили в подземном склепе церкви Серафима Саровского в центре кладбища РДМК, находившегося за городской стеной.

Через некоторое время останки Великой Княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары Яковлевой были увезены в Иерусалим, а останки Ф. С. Ремеза преданы земле у правой стены храма Серафима Саровского на кладбище Миссии.
В 1938 году в связи с начавшейся оккупацией Китая тела Алапаевских мучеников были перенесены в склеп при храме Всех Святых на месте упокоения честных останков 222 православных китайских мучеников.

В 1943 году была создана специальная комиссия в составе 12 человек для освидетельствования и замены старых гробов.
Тела всех мучеников не были тронуты тлением, хотя они пролежали 25 лет, причем несколько лет в дырявых гробах.
В гробу Князя Игоря Константиновича нашли даже незабудку, она была свежа, как будто только что сорвана.
По окончании трудов Комиссии архиепископ Виктор отслужил панихиду, в западной части храма Серафима Саровского вырыли общую могилу для всех пяти гробов и все залили цементом.

В 1955 году архиепископ Виктор получил предписание от Московской Патриархии упразднить РДМК, а все имущество передать Посольству СССР в Пекине.
В 1986 году храм Серафима Саровского был разрушен. Через год русское кладбище было окончательно стерто с лица земли по решению муниципальных властей при полном безразличии со стороны посольства СССР. На месте кладбища возник парк с большим озером в центре - возможно, именно там находилась церковь Серафима Саровского.

Остается надежда, что склеп, предусмотрительно забетонированный владыкой Виктором, при сносе храма не тронули и со временем останки будут обретены на территории нынешнего посольства России в Китае.

Память Алапаевских мучеников - 18 июля

Наверх